06 декабря 2022 года в Ревизионной комиссии состоялось заседание по итогам аудиторского мероприятия использования бюджетных средств, выделенных на сферу технического и профессионального образования, методическое сопровождение системы образования, развитие физической культуры и спорта в Атырауской области.
Государственный аудит проводился по показателям эффективности, результативности и существенности.
По 11 объектам аудита, охваченным аудиторским мероприятием, выявлено нарушений на сумму 3 473 240,6 тыс. тенге. Из них финансовые нарушения 1 701 308,5 тыс. тенге, неэффективно планированные бюджетные средства 625 848,6 тыс. тенге и неэффективно использованные бюджетные средства 1 146 083,5 тыс. тенге. Также нарушений процедурного характера 109 и количество системных нарушений составило 1 единицу.
Основными показателями результативности и эффективности реализации государственного образовательного заказа в организациях ТиПО является трудоустройство выпускников.
При этом, несмотря на положительную динамику по трудоустройству выпускников организаций ТиПО в 2018-2021 годах, в 2021-2022 учебном году уровень трудоустройства выпускников организаций ТиПО после окончания снизился по сравнению с двумя предыдущими годами.
В мониторинге трудоустройства выпускников выявлены количественные расхождения между данными Управления образования и информации в Национальной образовательной базе данных «Выпускник».
При формировании государственного образовательного заказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным образованием, не учитываются предложения заинтересованных организаций и не проводится качественное исследование предложений.
Недостаток государственных служащих, занимающих должности в отделе бюджетного планирования Управления (в отделе работают 4 специалиста, все являются гражданскими служащими) свидетельствует о том, что меры по заполнению вакантных штатных должностей ведется не на должном уровне.
Цели и задачи, основные показатели административных расходов и управление государственным имуществом на подведомственных предприятиях, Управлением не производится в соответствии с действующим законодательством, что не обеспечивает его эффективное использование.
Кроме того, отмечается низкий уровень обеспечения библиотечного фонда организаций ТиПО обновленными учебно-методическими комплексами.
Управлением в нарушение Бюджетного кодекса и Правил составления и представления бюджетной заявки не обеспечена полнота и достоверность информации и расчетов в бюджетной заявке и наличие подтверждающих документов и обоснование закупаемых товаров, что привело к неэффективному планированию и использованию бюджетных средств.
Управлением в процессе планирования и использования бюджетных средств не учитывается структура специфики действующей экономической классификации расходов бюджета.
Кроме того, при разработке и утверждении бюджетных программ не соблюдены требования к их содержанию.
Управлением не проводится надлежащий мониторинг и контроль бюджетных средств, выделенных организациям ТиПО, что привело к неэффективному исполнению бюджетных программ, и соответственно к неэффективному планированию бюджетных средств.
При планировании бюджетных средств на организации ТиПО не применяются правила и методики подушевого нормативного финансирования.
Нарушение требований Правил ведения бухгалтерского учета организациями ТиПО привело к искажению финансовой отчетности.
Основными причинами выявленных нарушений и недостатков являются ненадлежащее соблюдение законодательства в области бюджетного, строительной деятельности, государственных закупок, бухгалтерского учета, законодательства о государственном имуществе и других нормативных правовых актов.
По итогам аудита даны поручения по принятию мер в целях усиления соблюдения финансовой дисциплины, рассмотрению ответственности должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований законодательства.
Кроме того, в целях повышения эффективности деятельности рекомендовано:
– в установленном законодательством порядке принять конкретные меры по заполнению вакантных штатных должностей Управления «Отдела бюджетного планирования»;
– в соответствии с действующим законодательством установить лимит расходов предприятий, подведомственных Управлению;
– актуализировать мониторинг трудоустройства выпускников организаций ТиПО, рассмотреть вопрос применения новых дополнительных механизмов;
– взять на контроль проведение анализа на ежегодной основе в целях выявления востребованных специальностей;
– для качественного формирования государственного образовательного заказа, при размещении необходимо учитывать предложения и результаты исследований.
По результатам аудита для рассмотрения административных дел в уполномоченные органы по фактам нарушений направлено 45 материалов.