Итоги ревизионной комиссии по Атырауской области за 9 месяцев

Дата публикации: 02.11.2021

Во исполнении 93 шага программы «Плана нации 100 конкретных шагов» принят закон  «О государственном аудите и финансовом контроле» и внедрена новая система аудита и оценки деятельности государственного аппарата.

Согласно требованиям Закона, государственный аудит и финансовый контроль проводится должностным лицом, имеющим сертификат государственного аудитора. В связи с этим в областной ревизионной комиссии 15 должностных лиц имеет сертификат государственного аудитора.

Целью государственного аудита, проводимого ревизионной комиссией по Атырауской области, является повышение эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора. В целях реализации указанной цели ревизионной комиссии выполнена за 9 месяцев 2021 года следующая работа.

В соответствии с перечнем объектов государственного аудита утвержденного на 2021 год,  за 9 месяцев текущего года  проведено 6 аудиторских мероприятий на 98 объектах государственного аудита, в том числе в 56 государственных учреждениях, 42 субъектах квазигосударственного сектора.

Государственным аудитом охвачено 78,2 млрд.тенге бюджетных средств.

Общая сумма выявленных нарушений составила 976,1 млн.тенге, в том числе 713,6 млн.тенге финансовых нарушений, 209,3 млн.тенге неэффективно запланированных бюджетных средств, неэффективно использованных бюджетных средств 53,1 млн.тенге (количество нарушений процедурного характера 432 единицы).

Значительная доля нарушений, выявленных по итогам аудиторских мероприятий, вызвана несоблюдением норм Бюджетного кодекса 724,2 млн.тенге, норм Налогового кодекса 45,2 млн.тенге, норм Земельного кодекса 35,6 млн.тенге, норм закона О государственных закупках 19,5 млн.тенге ,норм Трудового кодекса            79,9 млн.тенге и норм ведения бухгалтерской отчетности 24,4 млн.тенге.

По итогам 9 месяцев 2021 года в целях устранения выявленных нарушений и недостатков в работе объектам аудита в аудиторских заключениях и предписаниях Ревизионной комиссии выдано 96 предложений и 308 поручений, из них исполнено 93 представления и 263 поручения.

Общая сумма финансовых нарушений, подлежащих восстановлению, составила 713, 6 млн.тенге, из них 400,3 млн.тенге восстановлен.

К дисциплинарной ответственности привлечено 135 должностных лиц.

В целях принятия процессуального решения в правоохранительные органы направлено 11 материалов. По 4 из них вынесен приговор суда. В частности:

Бухгалтером аппарата акима Мукырского сельского округа на ее личные карточки зачислена сумма в размере 18,4 млн.тенге. По материалам, направленным в правоохранительные органы на основании указанных правонарушений, пунктом 2) части 4  статьи 189, Уголовного кодекса Республики Казахстан назначено наказание в виде 7 (семи) лет ограничения свободы (09.02.2021 года вынесен приговор).

Бухгалтер Макатского районного отдела культуры, развития языков, физической культуры и спорта без подтверждающих документов необоснованно перечислила бюджетные средства выделенные на спортивные мероприятия и командировки на сумму 2,6 млн.тенге. На основании указанных правонарушений пунктом 3) части 2 статьи 189, Уголовного кодекса бухгалтер признан виновным и назначено наказание в виде привлечения к общественным работам на 500 (пятьсот) часов (Приговор вынесен 17.02.2021).

Установлено, что бухгалтер ясли-сада №26 «Жулдыз» отдела образования города Атырау перевела бюджетные средства на сумму 25,6 млн.тенге на свой карточный счет. На основании указанных правонарушений в соответствии с п. 2) ч. 4 ст. 189, ч. 3 ст. 55 и ст. 63 УК РК бухгалтеру назначено наказание в виде лишения свободы на 6 лет условно (21.05.2021 года вынесен приговор).

Руководитель отдела Управления образования Атырауской области (в период проведения аудита заместитель руководителя управления) и бухгалтер перечислили бюджетные средства, выделенные на оплату труда, командировочные расходы и мероприятия на карточный счет своих родственников, и похитили  112,8 млн.тенге. По указанным правонарушениям заместитель руководителя Управления по п. 2) ч. 4, ст. 189 Уголовного кодекса виновным назначено наказание в виде 7 лет ограничения свободы (08.10.2021 года вынесен приговор суда).

На постоянной основе проводится работа с уполномоченными органами по принятию мер по административным правонарушениям, а именно:

– По материалам аудита, направленным в Департамент внутреннего государственного аудита, составлено 148 административных протоколов, наложено административных штрафов на общую сумму 6,0 млн.тенге;

–  По материалам аудита, направленным в Департамент обеспечения качества в сфере образования, по 1 административному делу наложен штраф на сумму 29,2 тыс.тенге.

– В целях принятия административных мер по несоблюдению требований Налогового кодекса рассмотрено 7 административных дел, приняты меры в виде предупреждения.

Также ревизионной комиссией был рассмотрен 1 материал по неэффективному планированию бюджетных средств, в результате чего на 1 должностное лицо наложен административный штраф в размере 204,2 тыс. тенге.

Анализ показывает, что основная часть нарушений связана с нецелевым использованием средств, выделенных из республиканского бюджета, хищением бюджетных средств, выделенных на заработную плату, и неполным зачислении в казну поступлений в бюджет от продажи земли.

Нецелевое использование средств, выделенных из республиканского бюджета, имело место со стороны администраторов бюджета, чтобы избежать ответственности за неосвоение бюджета, руководители покрывали расходы местного бюджета за счет средств республиканского бюджета путем предоставления ложной информации по доведению показателя освоения до 100%.

Это нарушение происходит в основном из-за неправильного планирования бюджетных расходов, а иногда даже из-за формальности планирования.

Еще одно распространенное нарушение – хищение бюджетных средств, которое чаще всего совершают бухгалтеры. Основной причиной здесь является улучшение личного материального положения.

Данное нарушение связано в основном с отсутствием контроля со стороны первых руководителей, в частности руководители передают свои электронные цифровые подписи бухгалтерам.

Третий тип наиболее часто встречающихся нарушений – это неполное поступление дохода в бюджет. Главная причина – халатность и отсутствие взаимодействия.

К примеру, Атырауский городской отдел земельных отношений вообще не контролировал полноту поступления от продажи земли. Предприниматели, купившие землю, предъявляли фиктивные квитанции об уплате в бюджет соответствующих средств.

В этом случае местный исполнительный орган должен был на постоянной основе проводить сверку с уполномоченными органами (органы госдоходов).

Для усиления профилактических мер в октябре этого года создан постоянно действующий Консультативный совет при председателе ревизионной комиссии по Атырауской области. В состав совета вошли депутаты маслихата, представители общественных организаций и ревизионной комиссии.

На заседание Совета были вынесены вышеуказанные системные нарушения, по которым заслушаны отчеты руководителей объектов аудита, даны поручения.

Ежемесячно на регулярной основе проводится анализ отчета по исполнению бюджета района и области, мониторинг исполнения бюджета и поступлений.

При планировании и исполнении бюджета выявляются такие недостатки, как несоблюдение принципов бюджетного кодекса, т.е. неисполнение в срок утвержденных бюджетных средств в планируемом периоде, отсутствие учета плана социально-экономического развития области в соответствии с параметрами бюджета при составлении прогноза поступлений бюджета.

В свою очередь, по итогам текущей оценки бюджета внесены предложения о рассмотрении в части увеличения видов источников дохода областного бюджета, по принятию мер по повышению качества разрабатываемых бюджетных программ и бюджетных заявок, проводению постоянного мониторинга качественного освоения бюджетных средств, обращать внимание на выявленные по итогам аудиторских мероприятий системные нарушения и недостатки, не допускать повторения, при планировании областного бюджета на очередной год учитывать предложения ревизионной комиссии по Атырауской области.

10 лет назад Указом Главы государства от 2 мая 2011 года был создан государственный орган по Атырауской области, который регулирует работу системы внешнего финансового контроля со штатной численностью 30 единиц и оценивает исполнение доходов и расходов местного бюджета.

С момента создания Ревизионной комиссии количество финансовых нарушений в области сокращается.

Практика освоения бюджета в области налажена и дисциплинирована.  С учета нашего предложения, были внесены изменения и обновлены решения, связанные с выплатами, подлежащими уплате только решениями маслихата.

Вместе с тем, с момента создания ревизионной комиссии, в результате усиления контроля за эффективным использованием активов государства, было задействовано большое количество неиспользуемого имущества, что способствовало благополучию государства эффективному функционированию гос.аппаратов.

Если раньше в компетенцию Ревизионной комиссии не входил возбудиждение административных дел, то на сегодняшний день мы имеем возможность возбуждать административное дело по 9 статьям Кодекса об административных правонарушениях.

Основным принципом деятельности ревизионной комиссии является прозрачность. Все проведенные мероприятия направлены на укрепление финансовой дисциплины области. Итоги проводимых аудиторских мероприятий, заседания, совещания в виде круглых столов, разъяснительные совещания размещаются в СМИ.

В век развития интернета, жителям доступен официальныей сайт, страницы в социальных сетях Фейсбук и Instagram. Кроме того, работает платформа е-Обращение. В случае, если в данных сетях будут зафиксированы нарушения в бюджетной сфере, которые происходят в нашем регионе, мы будем принимать меры.

Бюджета региона под контролем.


Президент Республики Казахстан.
Касым-Жомарт Токаев

Председатель ревизионной комиссии
Фамилия Имя
Телефон доверия
Ревизионной комиссии
45-84-41

Телефон доверия 1424

Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции
revcomatyrau
45-84-41
Сентябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930